Великие шедевры живописи, с которыми вы ежедневно сталкиваетесь в музеях, книгах, играх, кино и даже рекламе — это не просто красивая картинка, но и шифр с массой деталей и смысловых толкований.

Поэтому неудивительно, что картины, которые все уже миллион раз видели, могут еще не раз испытать на прочность вашу логику, внимание, сообразительность и знание истории. Ищите живописные сюжеты, разоблачайте доморощенные мифы. Это не просто тренировка ума, но и хороший способ заткнуть за пояс в очередной беседе всех надоедливых умников. И произвести впечатление на хорошенькую особу со слабым проблеском мысли в бездонных очах.

 

БОТТИЧЕЛЛИЕВСКОЕ НАСТРОЕНИЕ

Боттичелли Сандро. Рождение Венеры, 1482-1486.

Уффиици, Флоренция

Стиль: раннее Возрождение

На первый взгляд Только что рожденная из пены морской Венера, целомудренно прикрывая грудь и лоно, подплывает к берегу на раковине. Слева на нее дует розами Зефир с супругой Хлоридой. На берегу нимфа Ора зачем-то спешит прикрыть наготу Венеры пурпурным плащом. Но обнаженная бесстыдница прекрасно чувствует себя и в чем мать родила, она не обращает внимания на заботы и смотрит вперед, сквозь зрителя. В глазах богини застыла светлая печаль, словно на заработок… пардон, на мучения идет она в земную жизнь.

На самом деле Картина иллюстрирует миф о рождении Венеры. Главную роль сыграла Симонетта Веспуччи — первая красавица Флоренции, возлюбленная Джулиано Медичи и, по слухам, тайная пассия самого Боттичелли. Надо ли говорить, что замужем благороднейшая Симонетта была совсем уж за третьим, посторонним господином? Жесты и пропорции тела Венеры написаны в соответствии с канонами классической греческой скульптуры. Мантия в руках у Оры символизирует границу между двумя мирами, а раковина — чистоту и непорочность, но стоит ей ступить на берег...

Вот ведь!  Благодаря тому, что Боттичелли полил картину защитным слоем из яичного желтка, ”Рождение Венеры” сохранилось намного лучше многих шедевров.


СЫРНЫЙ ЧАС

Дали Сальвадор. Постоянство памяти, 1931.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Часы плавятся на знойном фоне пейзажа с Порт Лигат.

На самом деле Расплавленные часы являются образом относительности и прожорливости времени, которое пожирает себя и все остальное, а часы, покрытые муравьями, символизируют смерть. На пустынном берегу, олицетворяющем внутреннюю пустоту, спит голова самого Дали, который и есть главный пленник всепоглощающего времени.

Вот ведь! Вдохновившись плавленым сыром камамбер, Дали решил расплавить на своем полотне часы. Художник часто давал смешные объяснения своим картинам, чтобы намеренно ввести людей в заблуждение. И это — не исключение.


 

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Рене Магритт. Сын человеческий, 1964.

Частная коллекция

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Аккуратно одетый яппи вот-вот получит яблоком по лицу… но никак не получает.

На самом деле На картинах Магритта самое интересное всегда, как назло, закрыто каким-нибудь простым предметом. В данном случае это яблоко, символизирующее искушение. Оно настойчиво левитирует перед лицом сдержанного бизнесмена, в лице которого художник изобразил ”сына Адама” и самого себя. Поэтому нам не так обидно, ведь как выглядит лицо Магритта, мы знаем.


 

ГЛАЗА, ГУБЫ, А ГЛАВНОЕ - РУКИ

Леонардо да Винчи

Мона Лиза, 1503-1505.

Лувр, Париж

Стиль: высокое Возрождение

На первый взгляд Пышная женщина со сбритыми бровями и небогатой грудью, повернувшись вполоборота, сидит в кресле на фоне загадочного пейзажа. На самом деле Чудо картины в приеме под названием сфумато: благодаря плавным переходам от света к тени и легкой затененности глазных впадин, уголков губ и изящных рук складывается противоречивый образ стыдливой девицы и сладострастной госпожи. Второе достоинство картины — контраст фантастического пейзажа и вполне реальной фигуры. Выщипанные брови и выбритый лоб — не признак экстремизма, а всего лишь дань моде эпохи кватроченто.

Вот ведь! Вопреки бездне глупостей, написанной искусствоведами, основной задачей Да Винчи было оживить лицо модели.


 

ОТКРОВЕНИЕ "ПРОФЕССОРА КОШМАРОВ"

Босх Иероним. Сад земных наслаждений, 1500-1510.

Музей Прадо, Мадрид

Стиль: северное Возрождение

На первый взгляд Триптих на библейскую тематику, напоминающий огромную коллекцию киндер-сюрпризов.

На самом деле Слева, в Раю, Бог знакомит Еву с обалдевшим Адамом. Мирная жизнь животных нарушается трапезой льва, а из источника Жизни (строение в центре) торчит сова, вестник несчастья. В центре — прообраз хипповских эротических тусовок — сад наслаждений, где все пускают лесом божественные наставления: играют, едят и предаются плотским утехам. Согласно психоанализу: вишни, земляника, клубника и виноград, которыми здесь объедаются, означают греховную сексуальность, рыба — вожделение, а птицы — похоть и разврат. Справа, как неизбежный результат, — чудовища во главе с Сатаной-яичной скорлупой и машины для пыток. Босх показывает нам тлетворное влияние любострастия. А все так хорошо начиналось!

Вот ведь! Несмотря на изображенную здесь БДСМ-вакханалию, это полотно полностью соответствует строгим библейским канонам и нравится церковным властям.


 

ПУШКИН И ДОСТОЕВСКИЙ РЕКОМЕНДУЮТ

Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна, 1512-1513.

Галерея старых мастеров, Дрезден.

Стиль: высокое Возрождение

На первый взгляд Мадонна с младенцем заглянула в гости на землю, чтобы пожертвовать народу свое божественное дитя.

На самом деле Фигуры образуют треугольник, а поднятый занавес подчеркивает геометрическую структуру композиции. Если убрать любого из героев или изменить их позы, то разрушится гармония и изменится смысл всей картины. Святой указывает на вас пальцем, но не обольщайтесь — столетиями герои смотрели на алтарное распятие, перед которым висела картина. Поэтому немудрено, что все их эмоции объясняются будущим страданием и смертью Христа. Всмотритесь в лицо ребенка — он уже словно видит себя распятым. Задний фон, который вы приняли за туман, образован головами ангелов.

Вот ведь! Рафаэлю, написавшему этот шедевр, не было и тридцати лет. А что вы сделали для искусства в свои годы?


 

СЕКСУАЛЬНЫЙ БРАК

Bankoboev.Ru tician venera urbinskaya

Тициан. Венера Урбинская, 1538.

Уффици, Флоренция.

Стиль: высокое Возрождение

На первый взгляд Обнаженная красотка, лежа на кушетке, смотрит на вас распутным взглядом.

На самом деле Согласно самой первой интерпретации, перед нами куртизанка, предлагающая себя зрителю. По второй версии, речь идет о браке, который символизирует сундук с приданым. Но все проще некуда: Тициан просто хотел показать нам, что брак должен ассоциироваться не только с верностью (собачка), но и с волнующей сексуальностью! Тело женщины окружает сфумато, а левой рукой она прикрывает лоно, обозначая центр композиции. Стоит обратить внимание на почти фотографичные волосы, кожу, меха, цветы и ткани — конек Тициана.

Вот ведь! Картина написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо Второго. Есть версия, что голая барышня — молоденькая невеста Гвидобальдо, но некоторые искусствоведы полагают, что ни фига — это вовсе даже возлюбленная самого Тициана. А третьи уверяют, что на оттоманке раскинулась не невеста герцога, а его маман — Элеонора Гонзага, а все потому, что Тициан писал портрет Элеоноры и на портрете этом клубком спала все та же собачка.


 

ДРАМАТИЧЕСКАЯ СВЕТОТЕНЬ

The Calling of Saint Matthew by Carvaggio

Караваджо. Признание апостола Матфея, 1599.

Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.

Стиль: барокко

На первый взгляд Длиннобородый сборщик податей Левий (Матфей) подсчитывает выручку с помощью старика в очках. Рядом сидят три модных молодых охранника. Неожиданно появляются Христос и Петр.

На самом деле Справа льется божественный свет. У Христа над головой — легкий нимб. И только Левий понимает, кто перед ним, и удивленно указывает на себя. Караваджо специально три раза рифмует жест вытянутой руки из ”Сотворения Адама” Микеланджело. Группы сидящих и вошедших четко разделены на горизонтальный — земной мир и вертикальный — мир небесный, соответственно.

Вот ведь! Благодаря простоте картины Караваджо всегда были популярны даже среди необразованных зрителей.


 

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ФЛИРТ

andromede06

Рубенс Питер Пауль.

Персей освобождает Андромеду, ок. 1622.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Стиль: барокко.

На первый взгляд Стильный юноша с оравой пацанов прилетел на крылатом коне пофлиртовать с обнаженной фетишисткой.

На самом деле Прикованную к скале красавицу Андромеду планировало съесть морское чудовище. Но пока оно копалось с приправами, юный Персей, обутый по последней моде в крылатые сандалии, обратил монстра в камень. Здесь мы видим все трендовые атрибуты древнегреческого хипстера: шлем-невидимка, зеркальный щит с головой Горгоны Медузы и крылатый конь Пегас. Но античные мифы больше служили Рубенсу предлогом для изображения обнаженных женских прелестей. Недаром светлое, слегка грузное тело Андромеды здесь является доминирующей частью картины, на которую в первую очередь обращает внимание зритель. Разве нет?

Вот ведь! Несмотря на большой вклад Рубенса в изображение обнаженных красавиц, у него хватает и недоброжелателей, которые обвиняют его в чрезмерном увлечении цветущей красотой обнаженного женского тела. Не глупость ли?


 

СВЕТОТЕНИ МУЧЕНИК...

98f13708210194c475687be6106a3b84autor id

Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор, 1642.

Государственный музей, Амстердам.

Стиль: барокко

На первый взгляд Капитан Кок (в центре) отдал приказ о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу (справа), и все немедленно засуетились.

На самом деле На картине движутся даже детали одежды стрелков. Обратите внимание на мастерскую игру света и тени: контраст темного переулка (позади) и освещенной площади. Девочка в ярком золотистом платье компенсирует яркий камзол Рейтенбюрга, а его алебарда задает направление движения всему полотну.

Вот ведь! Из-за копоти, покрывшей картину, долгое время никто и не догадывался, что действие разворачивается днем — смотрите на тень от левой руки капитана Кока.


 

СЕВЕРНАЯ МОНА ЛИЗА 

5f978da2-768f-4695-9a0f-d3b7fd0f9991 12 o

Вермеер Ян. Девушка с жемчужной сережкой, ок.1565.

Маурицхейс, Гаага.

Стиль: барокко

На первый взгляд Обычное лицо обычной девушки.

На самом деле Художник стремился передать момент непринужденного движения, когда девушка поворачивает голову, заметив наше присутствие. Согласно названию и утверждениям искусствоведов, зрительское внимание в первую очередь привлекает жемчужная сережка. На наш взгляд, увлекшись притягательным взглядом и чувственными губами, которые вот уже более трехсот лет хранят загадочное молчание, проницательный зритель вряд ли вспомнит о сережке.

Вот ведь! У этой картины есть современная, очень неприличная ”репродукция”, но мы вам об этом не говорили!


 

ДРЕВНЕРИМСКАЯ КАТАСТРОФА С КУЧЕЙ МАЛОЙ

Брюллов Карл. Последний день Помпеи, 1830-1833.

Государственный Руссский музей, Санкт-Петербург.

Стиль: романтизм

На первый взгляд Город в море огня, кругом царит хаос. В центре композиции лежит тело богачки, разбившейся при падении с колесницы, которую лошади уносят в глубь картины. Справа два брата спасают своего престарелого отца. Все в панике.

На самом деле В отдалении пылает вулкан Везувий — виновник бедствия. Но основную сцену освещает не его пламя, а замечательная находка Брюллова — секундный всполох молнии. Цветовая гамма картины — синий, красный и желтый цвета, озаренные белым светом, — была очень смелой для своего времени.

Вот ведь! Брюллов задумал ”Помпею” как быстрый способ прославиться и не прогадал — картина стала объектом всеобщего поклонения русских, итальянцев и французов.

Автор: Игорь Банников

Источник: XXL 01/2012