Искуственные сведения. 40 фактов про искусство и художников

40 фактов про искусство и художников

Даже тот, кто разбирается в искусстве, далеко не всегда может с первого взгляда диагностировать современные шедевры — Ротко это намалевал или какой-нибудь другой Поллок? Да и у старых мастеров в жизни с творчеством имелись тайны, загадки и неожиданные факты

. В помощь самодеятельным искусствоведам и любителям прекрасного мы накопали 40 нетипичных подробностей, иногда перерастающих в анекдоты и байки. Даешь искусство!

iskusstvo-kartini-interesnie-fakti

01 Согласно международным стандартам, предметом изобразительного искусства может считаться объект, который считает таковым сам Создатель, а также, если найдется всего лишь один человек, согласный с этим мнением.

02 Самой знаменитой картиной в мире ”Мона Лиза” стала после того, как в 1911 году ее похитил итальянский столяр Винченцо Перуджа — он работал в Лувре и запросто снял ”Джоконду” со стены. Два года шедевр лежал у столяра под кроватью (!), пока его судорожно разыскивали по всему миру. Арестовали Перуджу, когда он пытался продать ”Джоконду” директору галереи Уффици во Флоренции. Вот тогда все поняли, что ”Мона Лиза” — вещь! 

03 Первым местом, где ”Мону Лизу” увидели зрители, стала баня. Королевская баня Франциска I, которому Леонардо перед смертью продал свою любимую картину за 4000 золотых монет. Серьезные деньги по тем временам! Да и баня в ту эпоху — не только место отдыха и голого уединения, но и важное государственное учреждение, где монарх встречался с послами и устраивал великосветские брифинги и планерки.

04 Гениальный Джотто никогда не видел верблюдов — он изображал их по чужим рассказам. Поэтому верблюд на фреске ”Поклонение волхвов” в Падуе похож то ли на гигантского осла, то ли на лошадь.

05 Леонардо да Винчи писал улыбку Мона Лизы 12 лет. Возможно, именно поэтому она и выглядит такой загадочной.

06 Единственным дошедшим до нас морским пейзажем Рембрандта считается ”Шторм на море Галилейском” (1633). Картина была украдена из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне и, по слухам, сильно повреждена и непоправимо испорчена. Правда, со времен ограбления полотно никто не видел, так что слухам можно не верить.

07 Имя знаменитого художника Караваджо — Микеланджело. За исключением этого он не имел к настоящему Микеланджело никакого отношения, разве что оба были итальянцами и художниками.

08 А еще Караваджо был убийцей. Во всяком случае, так считали в Риме в 1606 году — приговоренному к смерти Караваджо пришлось бежать из города и скитаться по разным странам и островам. 09 Блюдо под названием ”карпаччо” (тонкие ломтики сырого мяса или рыбы) получило свое имя в честь художника Витторе Карпаччо, обожавшего насыщенный красный цвет.

10 Помимо всем известных направлений, таких как импрессионизм, реализм или кубизм, в искусстве также существовали вортицизм, леонардизм, тонализм, бамбоччата, чурригереско, квадратуризм, ведутизм, пинтореско, маккьяйоли и дивизионизм.

11 Обезьяна в работах старых мастеров символизировала ересь, дьявола и зло, кошка — предательство и противостояние, ящерица — возрождение, а кролик — сладострастие и плодовитость.

12 Тициан прожил почти сто лет и умер от чумы.

13 Ван Гог, вопреки молве, отрезал себе не целое ухо — отхватил лишь кусочек, разозлившись на своего друга, художника Гогена. И даже хотел отправить кусочек уха Гогену в подарок. Надо думать, к огромной радости последнего.

14 Голландский художник Ван Меегерен писал ”под Вермеера” так убедительно, что смог обвести вокруг пальца даже именитых экспертов. Например, картину ”Христос с учениками в Эммаусе” кисти якобы Вермеера (на самом деле — Меегерена) купил для личной коллекции Геринг. Который фашист. На фальсификации картин Ван Меегерен заработал 25–30 млн долларов (в пересчете на наш курс), но умер все равно в тюрьме. Говорят, курил много.

15 Рекордная цена за картину, проданную при жизни художника, - 20,6 милл. долл. за "Обмен" Виллема де Кунинга (1989).

16 В Голландии XVII века редко какой художник мог позволить себе всецело отдаться творчеству. Практически каждый искал приработок — Гоббема подрабатывал сборщиком налогов, Ян ван де Капелле батрачил в деревнях, Адриан ван де Вельде был трактирщиком, Ян ван Гойен спекулировал луковицами тюльпанов, а Рембрандт изготавливал на заказ гипсовые слепки с античных статуй. Только у Вермеера был личный меценат и покровитель — его родная теща. Она успешно торговала работами зятя и просила за картину не менее 600 гульденов — на эти деньги семья могла спокойно жить целый год.

17 Одним из самых невезучих в истории искусств художников следует признать Аршила Горки. Этот американец армянского происхождения (урожденный Адоян) начал писать под сильным влиянием Пикассо. Потом Горки наконец-то нашел свой собственный стиль, связав сюрреализм с абстракционизмом, но в 1946 году при пожаре сгорели почти все его картины. Почти сразу же после этого у бедного Аршила обнаружили рак, в 1948 году он сломал позвоночник в автокатастрофе, из-за паралича правой руки не смог больше писать картины и вскоре после этого повесился.

18 Не менее трагична судьба другого известного художника прошлого столетия — мексиканки Фриды Кало. В 6 лет она перенесла детский полиомиелит, а в 18-летнем возрасте попала в автокатастрофу — ей достались тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, сломанные ребра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленная и вывихнутая правая стопа, вывихнутое плечо, а еще живот и матка бедняжки оказались проколоты металлическим поручнем. В больнице Фрида начала рисовать — и ее картины действительно поразительны, несмотря на то что она изображала себя чересчур правдиво, с усиками и сросшимися в одну бровями. Несмотря на обилие травм, у Фриды Кало был бурный роман с художником Диего Риверой, а в наше время о ней сняли фильм с Сальмой Хайек в главной роли. Сальма в нем без усиков, но с одной бровью.

19 Прославленный на весь мир Алтарь (Полиптих) мистического Агнца кисти братьев ван Эйк из города Гента вошел в историю как одно из самых загадочных произведений. Искусствоведы сломали свои и чужие мозги, пытаясь разгадать тайну алтаря, написанного в 1426–1432 гг. Почему Господь Бог на картине обут в черные сапоги? Почему Ева держит в руке не яблоко, а бугристый лимон? И почему в сцене Страшного суда изображен только Рай и нет Ада? Покамест искусствоведы додумались только до того, что Гентский алтарь вполне мог быть зашифрованным посланием тамплиеров, указывающим на место, где спрятан Святой Грааль. Удивительно, как Дэн Браун до сих пор не высказался на эту тему!

20 У ”Черного квадрата” Малевича был предшественник — полотно Корнелиса Гейсбрехта ”Оборот картины”, написанное в 1672 году. Абсолютно темный однородный фон украшен нарисованным крохотным ”будто бы листочком” с инвентарным номером — для усиления эффекта.

21 Один из главных художников-прерафаэлитов, британец итальянского происхождения Данте Габриель Россетти (1828–1882), писал стихи и картины на романтические темы. Влюбленный в красавицу по имени Элизабет Сиддол, художник добивался взаимности девушки 10 лет и добился, но через два года после свадьбы Элизабет обнаружила, что супруг, несмотря на божественную любовь, энергично путается с другими девицами, и, опившись опиатов, покончила с собой. На похоронах безутешный муж сложил в гроб к покойнице все свои стихи, а спустя еще несколько лет передумал и достал их, настояв на эксгумации! Поведение Россетти отчасти объясняется пристрастием к наркотикам и алкоголю, но вообще-то понять такое трудно. И кстати, успеха вынутые из гроба стихи не имели.

22 Художником-супрематистом Казимиром Малевичем были написаны не только "Черный квадрат", но также "Красный квадрат", "Белый квадрат", "Черный крест" и "Черный круг".

23 Французский художник Анри Руссо, прозванный Таможенником (он и вправду трудился основную часть времени на таможне), — уникальное явление в искусстве. Самоучка, начавший писать, когда ему уже стукнуло 40, Руссо никогда не выезжал за пределы Франции, тем не менее на его картинах буйствуют джунгли и резвятся дикие звери. Говорили, что Руссо копировал картинки с детских книжек. Наивное искусство Таможенника восхищало передовой отряд художников конца XIX столетия, тогда как все прочие глумились и потешались над его работами. Картину ”Спящая цыганка” (теперь — в музее современного искусства в Нью-Йорке) Руссо хотел подарить своему родному городу Лавалю, но его дар отвергли, а самого художника высмеяли.

24 Главным ”героем” произведения дадаиста Марселя Дюшана стал перевернутый писсуар. Сейчас таким не удивишь даже в провинции, но в 1917 году работа ”Фонтан” изрядно шокировала уважаемую публику.

25 Впрочем, фонтаны вообще пользуются у людей искусства популярностью. Например, Брюс Науман сфотографировал (сам), как он плюется струей воды (тоже сам), и назвал эту работу ”Автопортрет фонтана”.

26 Джексон Поллок, один из самых дорогих художников мира, раскладывал холст на полу и брызгал на него красками. Потом ставил забрызганный холст вертикально, добавлял черненькой краски, чтобы живописно стекала вниз, и вуаля! Шедевр готов и никакого ”мошенства”.

27 Самой дорогой картиной в мире, по последним данным, считается "№5" Джексона Поллока, проданная в 2006 году за 140 миллионов долларов. Также в списке самых дорогих полотен значатся работы Густава Климта, Пабло Пикассо, Фрэнсиса Бэкона, Ван Гогав и Моне. 

28 Чемпионом в области похищений предметов искусства следует признать Наполеона Бонапарта. В период с 1796 по 1815 год, когда его армия с триумфом шла по Европе и Египту, во Францию отправлялись мировые шедевры — от бронзовой квадриги Сан-Марко до статуи Лаокоона. В честь прибытия скульптурной группы Лаокоона в Париж император даже заказал специальный памятный сервиз.

29 Представители концептуального искусства от души развлекались сами и развлекали зрителей. И все это было строго концептуально! Например, Вито Аккончи описывал в словах и фотографиях, как он каждый день вставал на стулья, а потом сходил с них. Высокое искусство, блин!

30 Болгарский художник Христо Явашев, известный всему миру как Христо, пошел еще дальше — он ”упаковал” и перевязал веревочками множество монументов по всему миру (Рейхстаг, например), а также часть морского побережья. Процесс упаковки продолжается по сей день!

31 Непризнанность Ван Гога при жизни — преувеличение. Начав рисовать только в 28, он всего за десять лет стал частью элиты нового искусства. Его признавали практически все передовые художники времени. И легендарная нищета художника скорее миф, нежели правда. Брат Тео помогал Винсенту деньгами, снабжал его холстами и красками. История о ”бедном и неоцененном” Ван Гоге пошла гулять в массы благодаря искусствоведу и торговцу Мейер-Грефе, сознательно творившему этот миф.

32 Художники Йет и Ингрид Бакстер обернули все, что имелось в их квартире из четырех комнат, в пластиковые пакеты и устроили из этого выставку.

33 Известный американский художник, фотограф и скульптор Джефф Кунс достоин упоминания уже только потому, что он женат на порно-депутатке Чиччолине. Но Кунс и сам по себе занятная персона — буквально одержимый новизной, он использует в качестве объектов искусства предметы повседневной необходимости. А еще он отлил… нет, не в том смысле! Он отлил надувного игрушечного кролика в полированную скульптуру, создал фарфоровую статуэтку Майкла Джексона и снял фильм а-ля Дисней о том, как они с Чиччолиной любят друг друга. В том самом смысле! Молодец. И себе, и людям.

34 Искусствовед Мейер-Грефе ”засветился” еще в одной истории, связанной с Ван Гогом, на сей раз крайне неприятной. Жил в Германии некто Отто Вакер — эротический танцовщик, популярный у гомосексуалистов из высшего берлинского света. Вакер умел рисовать и решил подделывать Ван Гога — клиентам он рассказывал байки о своем тайном поклоннике из России, распродававшем собрание картин. Сюжеты Вакер брал проверенные — автопортрет с отрезанным ухом, сеятель, пейзажи с кипарисами и так далее. Ну а Мейер-Грефе с удовольствием выдавал желающим свидетельства подлинности. Вакера закрыли, он отсидел свое, а потом сделал карьеру в ГДР — танцора и преподавателя. Перед смертью в 1970 году лже-Ван Гог сделал признание — оказывается, в некоторых крупных музеях до сих висят его подделки, а вот в каких, он не скажет! И умер.

35 15 июня 1985 году гражданин Каунаса Бронюс Майгис с воплем ”Свободу Литве!” кинулся к картине Рембрандта ”Даная”, украшавшей стены Эрмитажа. Сначала он резал Данаю ножом, а потом облил бедняжку серной кислотой. Не то чтобы Майгису не нравилась обнаженная Даная, просто он знал, что эта работа — гордость коллекции российского музея, а все российское было ему отвратительно.

36 Стюарт Брисли часами лежал в ванне, наполненной до краев жидкой черной грязью. Выставка грязного Стюарта продолжалась в Лондонской художественной галерее две недели.

37 Одно из самых удивительных направлений в современном искусстве — флюксус (”поток”), зародившееся в Германии 1962–1970 гг. Главным для его приверженцев была не столько эстетика, сколько этика и социально-политическая активность. Шедевр флюксуса — ”Литературная колбаса” Дитера Рота. 20-томный труд Гегеля был измельчен и впихнут в колбасную кожу. Увидеть колбасу можно в художественной галерее Гамбурга. Вандалы на нее почему-то не покушаются.

38 Самым известным представителем вандализма следует признать кислотного террориста Ханса Больмана. Он был безобидным шизофреником, покуда не был выбран для показательной операции на мозге. После операции Больман ощутил непреодолимую тягу к обливанию шедевров кислотой. Он обладал зачатками вкуса (и, вероятно, чувства юмора), поэтому терзал только произведения первого эшелона, испытывая при виде дымящихся полотен истинное наслаждение. В числе пострадавших — работы Рубенса, Рембрандта, Дюрера, всего около 50 шт. на сумму более 130 млн долларов. Ханса Больмана ловили, судили, сажали, но рано или поздно он выходил на свободу, менял внешность — и снова по музеям! Развлекался более 30 лет.

39 В сентябре 1975 года школьный учитель из Голландии, вообразивший себя одновременно и Христом, и сыном Рембрандта, порезал картину своего "папы" "Ночной дозор".

40 В истории нападений на картины есть и другие ”звезды”. В январе 1913 года молодой старообрядец Абрам Балашов пришел в Третьяковку и набросился с ножом на картину Репина ”Иван Грозный и сын его Иван”. С криком … нет, не ”Свободу Литве!”, а ”Довольно крови!” Балашов покромсал лицо царя ножичком. Специалисты сказали, что причиной поступка Балашова стал так называемый ”синдром Стендаля” — когда человек считает картину реальностью и вообще переживает глубокий шок от искусства. Балашову на самом деле очень нравилась работа Репина, просто он не мог выразить это поделикатнее.

Автор:

Олег Ясперсен

 

Источник:

XXL 05/2011